Ход занятия
Введение
Педагог просит детей занять свои места. Звучит веселая музыка. Воспитатель говорит: «Похоже, что сегодня к нам пришел необычный гость. Посмотрите, пожалуйста, что он оставил в раздевалке (достает сковородку)! Как вы думаете, кто заглянул к нам сегодня?». Дети предлагают свои варианты (повар, Масленица, Колобок).
Воспитатель показывает им иллюстрацию к стихотворению Маршака «Вот такой рассеянный» и читает стихотворение. Затем она спрашивает: «Чем же оказалась сковородка для Рассеянного? Правильно, головным убором. Конечно, он надел ее на голову вместо шляпы по ошибке. Давайте исправим его оплошность, вспомним все, что можно надевать на голову в разные сезоны».
Игра «У меня на голове»
Дети передают друг другу мяч и называют головные уборы, приговаривая: «У меня на голове…». Все отвечают по очереди. Победителем становится тот, кто вспомнит нужное название последним.
Тема головные уборы уже встречалась в программе курса по развитию речи в старшей группе, поэтому на этом занятии материал закрепляется.
Игра «Отгадай, что меня на голове»
Педагог говорит: «Вы вспомнили и назвали много разных головных уборов, а теперь мы попробуем отгадать тот, который каждый из вас увидит на картинке». Затем она раскладывает предметные карточки с головными уборами перед собой, вызывает каждого ребенка, просит выбрать одну из иллюстраций, но не называть ее. Ребенку предлагается рассказать о загаданном предмете. Другие дети должны угадать тот элемент гардероба, о котором идет речь.
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть самим, но сделать гимнастику для язычка по сказке “У бабушки с дедушкой”
Беседа по картине «Откуда берется рубашка»
Педагог показывает картину, дети рассматривают иллюстрацию.
Затем воспитатель спрашивает: «Скажите, люди каких профессий делают одежду?». Дети перечисляют специальности: ткачиха, швея, модельер, закройщица. О каждой из них воспитатель уточняет:
- Что делает этот работник?
- Зачем он это делает?
- Где его рабочее место?
- Какие инструменты помогают ему трудиться?
«Почему на картинке есть люди, которые собирают что-то в поле? Разве одежда растет в поле?». Дети отвечают, педагог дополняет рассказ о хлопке (с демонстрацией хлопковой коробочки, а также хлопчатобумажной ткани).
Составление рассказа картинкам
Педагог берет по одной картинке из серии для логопедического занятия по теме Одежда. Затем обсуждает с группой, то, что на ней нарисовано. Дети дополняют рассказ. Все картинки выкладываются по порядку. Затем они перемешиваются и воспитатель предлагает кому-нибудь разложить их снова, повторяя рассказ полностью.
Игра «Шьем одежду мишке»
Все садятся в круг. Воспитатель предлагает всем передавать друг другу лоскуток хлопковой ткани, называя одежду, которую могли бы сшить из него игрушечному медвежонку.
Заучивание и повторение скороговорок
Педагог просит вспомнить скороговорки про одежду. Предлагает несколько для заучивания. Например:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон!
Физминутка
Проводится за столом.
- Хлопок дружно собирали, (активно двигаем руками, «собираем» коробочки)
- Ткань мы из него соткали, (двумя руками двигаем вперед-назад, имитируем работу ткацкого станка)
- Раскроили. («режем» ножницами)
- Будем шить, («строчим» на машинке)
- Чтоб в обновках всем ходить! (руки на талию, слегка поворачиваемся в стороны)
К любому логопедическому занятию в старшей и подготовительной группе имеет смысл подбирать подходящие по смыслу стихи для физкультурной паузы.
Знакомство с мнемо-таблицей
Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем играть в загадки. Вот таблица-подсказка, она нам поможет. Давайте внимательно посмотрим на те небольшие рисунки, которые есть на ней. Если я хочу рассказать вот об этой зимней шапке, то таблица не даст мне ничего забыть!»
Педагог составляет краткое описание о зимней шапке, опираясь на пиктограммы. (Это надевают на голову, это головной убор — Его носят все — Мы надеваем такой головной убор в холодное время года — Он связан из шерсти, он теплый — Эта вещь разноцветная, с полосками). Затем воспитатель предлагает поиграть с картинками и таблицей.
Игра «Опиши-отгадай»
Педагог раскладывает картинки с изображениями предметов одежды. Дети (по очереди) подходят к столу, каждый из них открывает одну картинку, описывает изображение, но не называет его. Остальные отгадывают то, о чем ведущий увидел.
Игра «Одежда для работы»
Воспитатель рассказывает группе о том, что люди разных профессий на работе одеваются особым образом. Затем она просит всех разделиться на подгруппы, раздает каждой из них одну карточку с изображением атрибутов профессии, а также полный набор картинок-изображений разных предметов одежды. Каждая группа отбирает нужные карточки из набора. В конце игры педагог показывает всем отобранные предметы одежды для каждой специальности, все обсуждают правильность подбора карточек.
Минутка поэзии
Воспитатель: «Мы с вами поговорили о той одежде, которую носят люди на работе. А какая одежда нужна тому, кто целый день стоит на улице зимой? А если это не человек, а снежная баба? Ее нужно одевать?» Дети отвечают, а затем педагог читает стихотворение С.Черного «Снежная баба» и просит ответить на вопросы:
- Почему мальчик решил вынести снежной бабе одежду?
- Что он выбрал для нее?
- Как он оделся сам, чтобы выйти на улицу?
- Что будет утром?
- Что вы сказали бы мальчику, если бы снежной бабой были вы?
Как научить ребенка отличать левый и правый башмачок
«Дружные» ботиночки
Расскажите малышу сказку: «Жили-были два синеньких ботиночка. Сначала ботиночки не дружили (ставим левый ботинок справа, а правый — слева), каждый смотрел в свою сторону. И было ботиночкам грустно, не могли они вместе побегать. А потом познакомились и подружились (ставим пару правильно). Дружные ботиночки смотрят друг на друга, и им весело. Теперь можно вместе играть».
Потом надо вместе с ребенком посмотреть, как «дружат» и «не дружат» сапожки, сандалики, кеды и т.п.
Следы
Обведите и вырежьте из картона следы левой и правой ноги. Их можно наклеить на пол у выхода или рядом со стульчиком, где ребенок обувается. Научите малыша наступать в эти следы, приговаривая: «Здравствуй, правая нога! Здравствуй, левая нога!». Прежде чем надеть обувь, ее можно прикладывать к следам и проверять, где левый, а где правый башмачок.
Веселые картинки
Но, пожалуй, самый простой способ не перепутать лево и право — нарисовать на стельках открытой обуви забавные картинки. Например, половинка солнышка в левом сандалике, а вторая половинка — в правом. Целое солнышко получится, только если собрать пару правильно. На осеннюю и зимнюю обувь можно приклеивать симпатичные наклейки или делать нашивки. Украшение должно быть только на внешней стороне голенища, чтобы «всем было видно». Главное, чтобы декор был плоским и не цеплялся за брюки.
Как ухаживать за обувью
1. Чтобы вернуть блеск лакированным туфлям или сапожкам, их смазывают вазелином. Если вазелина нет, можно обрызгать лаковую обувь стеклоочистителем и протереть мягкой тканью.
2. Убрать пятна с замшевой обуви можно с помощью школьного ластика.
3. Чтобы вывести разводы, которые остаются на обуви от противогололедной смеси, ее протирают влажной тканью, смоченной уксусом. Уксус разводить с водой в соотношении 1:3.
Где и как хранить обувь
1. Прежде чем убрать обувь на хранение, ее нужно тщательно вымыть и начистить кремом. Крем помогает частично справиться с заломами на натуральной коже.
2. Чтобы обувь не теряла форму, желательно набить ее бумагой изнутри. Для темных сапог подойдут газеты, а вот для светлой изящной обуви стоит выбрать бумагу без типографской краски.
3. Ю-мамы предлагают нестандартный способ хранения высоких сапог — подцепить их плечиками для брюк и повесить на штангу.
Как сушить обувь
Быстро впитать влагу
В ненужный носок или в красивый хлопчатобумажный мешочек (если вам не лень его шить) насыпаем кошачий наполнитель и плотно завязываем верхушку. Вместо наполнителя также используют рис, в который при желании можно капнуть эфирного масла.
Кладем волшебный носок-мешочек в промокшую на прогулке обувь или в кроссовки после интенсивной тренировки. Высохнет всё! Причем вы обойдетесь без вредного для обуви нагрева. Мудрые мамы держат такую сушилку даже в шкафчике детского сада.
Древесный наполнитель, рис, х/б носки
Устранить неприятный запах
На ночь в обувь можно положить сухие (неиспользованные) чайные пакетики. Наутро неприятный запах исчезнет.
Избавиться от грязи в коридоре
Чтобы обувь не оставляла мокрых грязных следов на коврике, в коридоре можно установить несколько плоских поддонов и насыпать в них мелких камушков. Получится очень эстетично.
Решаем проблемы с обувью
1. Если насыпать под стельку детской присыпки, обувь перестанет издавать неприятный скрип.
2. Чтобы новая обувь не красила носки и колготки, ее внутреннюю поверхность нужно щедро посыпать крахмалом, тальком или всё той же присыпкой, а потом протереть сухой тканью.
3. Если нанести на подошву резиновых сапог несколько полосок с помощью клеевого пистолета, они будут меньше скользить.
Фото: www.globallookpress.com, www.pexels.com
Как не мучиться с обувью на шнуровке
Заменить шнурки на резинку
Можно использовать обычную бельевую резинку или специальную обувную. Такую резинку достаточно один раз зашнуровать, и малыш сможет снимать и надевать обувь без завязывания или развязывания.
Ботинки с резинками — 3240 руб, магазин «Мир детской обуви»
Установить зажим
В магазине «Ткани» можно купить зажимы в виде шариков или бочонков, которые обычно используются на курточках. Перед установкой зажима, шнурки придется немного обрезать, а края подпалить, либо купить комплект шнурков покороче.
Относиться к шнуровке ботинок как к развивающему занятию
Вообще-то научиться шнуровать ботиночки — дело очень полезное. И мелкую моторику развивает, и внимание. Только не стоит устраивать такие «развивающие занятия», когда вы спешите. Ну и в детском саду лучше тоже обойтись без них.