Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях, стихах

image

Автоматизация звука Ж заключается в закреплении правильных движений артикуляционного аппарата при его произношении. Звук является одним из сложных, в норме дети начинают выговаривать его в 2,5−3 года, при опережающем развитии раньше. Правильное произношение появляется к 4 годам, в 5-6 лет необходимо начинать корректировку, если имеются проблемы с проговариванием. Заниматься автоматизацией звука Ж можно самостоятельно в домашних условиях, если у ребенка или взрослого не имеется патологических процессов в нервной системе, речевом аппарате. При заболеваниях, мешающих правильному говорению, лучше обратиться к профессионалу − логопеду.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Логопедический профиль звука Ж

Произношение слов со звуком [Ж]

При автоматизации звука Ж обращаться к словам, где Ж находится на конце слова, нельзя. Дело в том, что в слабой позиции после гласного Ж будет оглушаться и переходить в Ш. При автоматизации в словах фонемы Ж нужно прорабатывать ее как в начале слова (жаба жало), так и в середине (ужи, ежи, пыжи, лежи, хожу, лежу, ужу, мажу, вижу).

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад». “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство. “Поработали — устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед. “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”

Сказка про букву Ж

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

— Надо бы нам крышу покрасить. — Покрасить можно,— говорит осторожный Уж. — Только какой краской? — Желтой,— важно сказал Жук. — Но у нас нет желтой краски. — Ну, тогда оранжевой! — И оранжевой тоже нет. — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? — Не дам! — отвечает Жаба. — Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. — Нет у меня никакого джема! — Ах ты ж-жадина! — рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

— Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

(Г. Юдин)

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка: Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане: В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

image Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация в слогах

Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.

Чтобы занятие было для ребенка интересным, лучше придумать сюжетную основу и использовать игровые ситуации. В случае со звуком Ж классический вариант – рассказ о Жуке, который знакомит учащегося с новым звуком.

  1. Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком [Ж], кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
  2. Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
  3. Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук [Ж] перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
  4. Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
  5. Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.

Что делать, если ребенок в 3 года говорит только первые слоги слов

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.

Веселые стихи про букву Ж для детей

Жук жужжит: — Я шел и шел, Желтый камешек нашел. — Это желудь! Ты не прав, — Говорит жуку жираф. — Что ж, повесь его на сук, — Говорит жирафу жук. (Г. Сапгир)

Песенка жука Жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. Я жук, я жук, Я тут живу. Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж-ж. Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)

Жук-жучок отвечал урок. Вместо слов «ручей журчит» Написал «жучей жужжит». (Г. Виеру)

Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. (С. Маршак) 

Желудь и дуб С ветки на землю шлепнулся желудь, Желудь созревший, желудь тяжелый. Он от испуга плачет и плачет И желудиных слезок не прячет. — Что же мне делать, дуб-исполин? Эй, отвечай-ка, я же твой сын! — Что тебе делать? В землю зарыться, чтобы к весне В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)

Вот почему ужом назвали Старожила здешних луж? Никого ведь не ужалил Безобидный черный уж. (Л. Кондратенко)

Жираф Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)

Легко ломает спину льву Удар его копыта, А ест он листья и траву — И не всегда досыта… Мне очень нравится жираф, Хотя боюсь, что он не прав! (Б. Заходер)

Еж с ежиком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма. (Е. Сирота)

Жонглера пожалел обжора: «Жаль, ужинать ему нескоро. Тарелок много, много блюд, Но в них жаркого не дают». (Б. Берестов)

Белая лужайка, Теплая фуфайка. Я на лыжах побегу — Ты меня поймай-ка. (3. Александрова)

Журавленок желудь взял, Бросил желудь и поймал. Он, наверно, очень скоро Будет цирковым жонглером. (А. Пудваль)

Бывают в жизни чудеса: Ужа ужалила оса. Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно, Вот. А доктор Еж сказал Ужу: «Я ничего не нахожу. Но все же, думается мне, Вам лучше ползать на спине, Пока живот не заживет. (Р. Муха)

Жеребенок видит ясно: Желтый свет! Идти опасно! (Б. Тимофеев)

Загадки для детей на букву Ж

В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Гнездо свое он в поле вьет. Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет — прямо полетит. Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) 

В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь)

Яичко в чашечке С дерева свалилось И не разбилось. (Желудь)

Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф)

Чёрен, а не ворон. Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук)

Шесть ног без копыт. Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук)

Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук)

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек. Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.

Ссылка на основную публикацию
Похожее