Автоматизация звука Ж заключается в закреплении правильных движений артикуляционного аппарата при его произношении. Звук является одним из сложных, в норме дети начинают выговаривать его в 2,5−3 года, при опережающем развитии раньше. Правильное произношение появляется к 4 годам, в 5-6 лет необходимо начинать корректировку, если имеются проблемы с проговариванием. Заниматься автоматизацией звука Ж можно самостоятельно в домашних условиях, если у ребенка или взрослого не имеется патологических процессов в нервной системе, речевом аппарате. При заболеваниях, мешающих правильному говорению, лучше обратиться к профессионалу − логопеду.
Постановка Ж
Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
- Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
- Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
- Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
- Голосовые связки вибрируют.
Логопедический профиль звука Ж
Произношение слов со звуком [Ж]
При автоматизации звука Ж обращаться к словам, где Ж находится на конце слова, нельзя. Дело в том, что в слабой позиции после гласного Ж будет оглушаться и переходить в Ш. При автоматизации в словах фонемы Ж нужно прорабатывать ее как в начале слова (жаба жало), так и в середине (ужи, ежи, пыжи, лежи, хожу, лежу, ужу, мажу, вижу).
- Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
- Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
- «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.
Артикуляционная гимнастика
Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:
- «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
- «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад». “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
- «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство. “Поработали — устали, подкрепиться не пора ли?”
- Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед. “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”
Сказка про букву Ж
Жадная Жаба
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
— Надо бы нам крышу покрасить. — Покрасить можно,— говорит осторожный Уж. — Только какой краской? — Желтой,— важно сказал Жук. — Но у нас нет желтой краски. — Ну, тогда оранжевой! — И оранжевой тоже нет. — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? — Не дам! — отвечает Жаба. — Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. — Нет у меня никакого джема! — Ах ты ж-жадина! — рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
— Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
(Г. Юдин)
Дыхательная гимнастика
Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.
- Пушинка: Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
- Буря в стакане: В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.
Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.
Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.
Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.
Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:
- Хлопни, когда услышишь звук!
Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»
- Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
- Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.
Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:
- собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
- выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
- обведи букву на манке, на песке, на доске
- закрась фигуры, где видишь букву ж
Автоматизация в слогах
Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.
Чтобы занятие было для ребенка интересным, лучше придумать сюжетную основу и использовать игровые ситуации. В случае со звуком Ж классический вариант – рассказ о Жуке, который знакомит учащегося с новым звуком.
- Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком [Ж], кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
- Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
- Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук [Ж] перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
- Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
- Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.
Что делать, если ребенок в 3 года говорит только первые слоги слов
Причины неправильного произношения
Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.
Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:
- Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
- Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
- Нарушение фонематического восприятия.
- Задержка в развитии нервной системы ребенка.
Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.
Веселые стихи про букву Ж для детей
Жук жужжит: — Я шел и шел, Желтый камешек нашел. — Это желудь! Ты не прав, — Говорит жуку жираф. — Что ж, повесь его на сук, — Говорит жирафу жук. (Г. Сапгир)
Песенка жука Жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. Я жук, я жук, Я тут живу. Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж-ж. Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)
Жук-жучок отвечал урок. Вместо слов «ручей журчит» Написал «жучей жужжит». (Г. Виеру)
Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. (С. Маршак)
Желудь и дуб С ветки на землю шлепнулся желудь, Желудь созревший, желудь тяжелый. Он от испуга плачет и плачет И желудиных слезок не прячет. — Что же мне делать, дуб-исполин? Эй, отвечай-ка, я же твой сын! — Что тебе делать? В землю зарыться, чтобы к весне В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)
Вот почему ужом назвали Старожила здешних луж? Никого ведь не ужалил Безобидный черный уж. (Л. Кондратенко)
Жираф Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)
Легко ломает спину льву Удар его копыта, А ест он листья и траву — И не всегда досыта… Мне очень нравится жираф, Хотя боюсь, что он не прав! (Б. Заходер)
Еж с ежиком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма. (Е. Сирота)
Жонглера пожалел обжора: «Жаль, ужинать ему нескоро. Тарелок много, много блюд, Но в них жаркого не дают». (Б. Берестов)
Белая лужайка, Теплая фуфайка. Я на лыжах побегу — Ты меня поймай-ка. (3. Александрова)
Журавленок желудь взял, Бросил желудь и поймал. Он, наверно, очень скоро Будет цирковым жонглером. (А. Пудваль)
Бывают в жизни чудеса: Ужа ужалила оса. Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно, Вот. А доктор Еж сказал Ужу: «Я ничего не нахожу. Но все же, думается мне, Вам лучше ползать на спине, Пока живот не заживет. (Р. Муха)
Жеребенок видит ясно: Желтый свет! Идти опасно! (Б. Тимофеев)
Загадки для детей на букву Ж
В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Гнездо свое он в поле вьет. Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет — прямо полетит. Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь)
В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь)
Яичко в чашечке С дерева свалилось И не разбилось. (Желудь)
Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли)
Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф)
Чёрен, а не ворон. Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук)
Шесть ног без копыт. Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук)
Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук)
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек. Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование
Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.
Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.
Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.