Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффективное средство для стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса. Таким средством в работе по коррекции речевых недостатков является самомассаж.
Что такое самомассаж?
Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.
Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.
Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.
Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.
Массаж для детей от 1,5 до 3 месяцев
Занятия массажем и гимнастикой рекомендуется начинать с 1,5-2-месячного возраста. Ведущий прием массажа в этом возрасте — поглаживание.
Поглаживающий массаж ног (рис.1). Ребенка положите на спину. Станьте у его ног. Слегка придерживая правой рукой ногу ребенка за стопу, проводите поглаживание ладонью другой руки по направлению от стопы к паху но наружной и задней стороне ноги. Массаж левой ноги производится аналогично, но правой рукой.
Поглаживающий массаж рук (рис.2). Массажные движения делайте от кисти к плечу. При массаже правой руки придерживайте кисть ребенка левой рукой так, чтобы он своими пальчиками обхватил ваш большой палец. Ладонью правой руки проводите поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча. При массаже левой руки ребенка придерживайте его кисть правой рукой и массируйте левой.
Массаж живота (рис.3) производится круговыми движениями ладонями рук по ходу часовой стрелки. Эти движения способствуют укреплению мышц брюшного пресса, улучшению работы кишечника и освобождению его от газов.
При этом не следует надавливать на область правого подреберья — там находится печень. Кроме кругового поглаживания делается массаж прямых и косых мышц живота: для поглаживания прямых мышц правая рука начинает движение сверху вниз от подреберья к лобку, а левая рука движется от лобка вверх. Для поглаживания косых мышц ладони обеих рук помещают сверху и сзади у реберного края и проводят обхватывающим движением поглаживание по направлению к средней линии и вниз до соединения рук над лобком.
Массаж стопы (рис.4). Положив ребенка на спину ногами к себе, берут ногу ребенка за голень одной рукой и тыльной стороной пальцев другой руки поглаживают стопу от пальцев к пятке и обратно.
Массаж спины (рис.5) проводится при положении ребенка на животе. Поглаживающий массаж проводится ладонной поверхностью обеих рук от шейки по обеим сторонам позвоночника к ягодицам и от ягодиц к голове.
Каждое массажное движение проводится 6-8 раз. Общая продолжительность занятий 8 минут. Вместе с массажем проводятся несложные упражнения комплекса гимнастики, такие как перекладывание на живот, рефлекторное ползание, рефлекторное разгибание спины.
Приёмы самомассажа
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, пассивные движения, сгибание, разгибание пальцев.
Самый простой и важный прием самомассажа – это поглаживание. Успокаивающее воздействует на нервную систему. Улучшает функции мышц и желёз. В восстановительном самомассаже этот прием выполняют при повышенной нервной возбудимости, а в лечебном — при спазмах, травмах и т.д. Поглаживание бывает прямолинейное и кругообразное.
Разминание — прием самомассажа, с помощью которого массируются мышцы. Под действием разминания значительно улучшается скорость кровотока, что способствует быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.
Особый массажный прием – растирание. Отличается от остальных приёмов более энергичным выполнением в различных направлениях. Растирания бывают: — прямолинейные, зигзагообразные, спиралевидные и кругообразные растирания подушечками одного или нескольких пальцев и буграми больших пальцев; — прямолинейное растирание щипцами; — прямолинейное растирание основанием ладони; — гребнеобразное растирание пальцами, сжатыми в кулак. Во время растирания улучшается местное кровообращение, согреваются ткани, ускоряется рассасывание затвердений, увеличивается пластичность мышц и повышается работоспособность.
Пассивные движения выполняются только после разминания на мышцах и растирания на суставах. Обычно пассивные движения производятся с посторонней помощью.
С приемами самомассажа дети впервые знакомятся на логопедических занятиях. Учить детей приемам самомассажа можно с 2-2,5 лет. Обучение проходит в игровой форме, малышей просят показать имитацию различных животных или предметов (например, обезъянку). При желаниии любой родитель может научить своего малыша выполнять самомассаж.
Массаж спинки:
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине) Из последнего вагона Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку) Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз) Поставил стол, (изображаем — стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил.
Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями) Колотили, колотили (похлопываем) Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали. (поглаживаем ладонями)
Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке (легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке) Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко
Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок, Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, (положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем) Ищет под корой жучков и съедобных червячков. (слегка пощипать) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,на слово «гром» (хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку)
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (тихонько походить ноготками по спинке) И колючками своими колется, колется. А я ёжику-ежу ту тропинку покажу, (провести подушечкой указательного пальца к бочку) Где катают мышки маленькие шишки. (немного пощекотать ребёнка)
Раз, два, три, четыре, пять, («маршировать» двумя пальцами левой руки по боку или спинке малыша снизу вверх) Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, («пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша) Прямо в зайчика стреляет: Пиф! Паф! Не попал, (на слова «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши) Зайчик быстро ускакал. (всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик)
Подмели метлищей, стал двор чище (сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий. («поскрести» ребром ладони) Снег собрали в кучу, сделали кручу, (одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег») И на кручу санки покатили сами. (провести рёбрами ладоней по спинке вверх) Побежали дети скоро, скоро (пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх) Притащили саночки на гору.( провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх) Съехали с кручи, въехали в кучу, (провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз) А на горку сани потащили сами. (пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, (погладить спинку снизу вверх) Решили наши звери по мостику пройти. Сначала кошка ловко по мостику прошла, (переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх) За ней змея тихонько на пузе проползла. (волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх) За ней змея тихонько на пузе проползла.
Петух, как на параде, за ней маршировал… (переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал. (простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла, («идти» ладошками обеих рук) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела. («идти» указательным и средним пальцем, в конце песни – пощекотать)
На малышку глядя, Спинку мама гладит. Рыбка по морю плывет, Белка хвостиком метет. Как по небу облачка Мы погладили бочка. Как летят снежинки, Так мы гладим спинку!
Правила выполнения самомассажа
Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области. Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз. Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.
Условия проведения сеансов
Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.
Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.
Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.
При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.
Положительный эффект самомассажа
«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.» М. Е. Хватцев
В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается степень проявления дефектов артикуляционной мускулатуры); начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы к формированию произвольных, координированных движений и к постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация. Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.
Массаж ног:
Пяточки, топтаточки, Щекотки, щекотаточки, Розовы да гладеньки, Как конфетки сладеньки. Маленькие стопочки- Стопочки, топтопочки. Крохотны ногтюшечки, Шелковы подушечки! Вот какие ножки ходят по дорожке!
Делаем массаж ножек (мама лёгкими пощипывающими движениями от кончиков пальчиков движется вверх до животика карапуза, а в конце стишка обязательно гладит его по головке).
Этот маленький жучок по траве гуляет, Травку сочную найдёт и её кусает. Этот маленький жучок, по кустам гуляет, Листик сладенький найдёт и его щипает. Этот маленький жучок по ветвям гуляет. Этот маленький жучок выше залезает. Он не будет нас кусать (гладим по головке), Хочет он чуть-чуть поспать!!!
Или такой (движения те же):
Божья коровка,алая спинка, Ухватилась крепко букашка за травинку. Вверх ,неспешным ходом, ползёт по стебельку, К пахнущему мёдом, сладкому цветку!!! (гладим!)
Лягушата на пруду разыгрались в чехарду Ква,ква,ква,ква (широко ножки!) Ква,ква,ква,ква. (широко!) Ква,ква,ква,ква. (широко!) И нырнули в глубь пруда!!! (хорошо тянем спинку, нагинаясь вперёд)
Чьи там крики у пруда? КВАсу, КВАсу нам сюда! КВА КВА КВАсу, простоКВАши, Надоела нам вода!!! (на каждое КВА ножки разводим широко в стороны)
После дождика лягушки КВА,КВА,КВА! Веселились на опушке КВА,КВА,КВА! Что за прелесть КВА,КВА,КВА! Всюду мокрая трава!!!
Ребёнок сидит спиной к маме, ножки согнуты в коленочках, а мама берёт его ножки (стопы) и быстро то соединяет их вместе, то разъединяет на первые 2 счёта, а на следующие разводит ножки широко в стороны . В конце стишка перед ребёнком кладётся мячик, что заставляет его хорошо потянуться за ним вперёд .
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку) Раздает она орешки Мишке толстопятому— (проглаживаем пальчики, начиная с большого) Заиньке усатому, Лисичке-сестричке— воробью — синичке. Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы) Кому в зобок, кому в лапочку.
Как массаж рук влияет на организм ребенка
Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.
Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.
Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.
Польза от пальчикового массажа
Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:
- Иммунная система становится крепче;
- Понижается артериальное давление;
- Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
- Нормализуется дыхательная функция организма;
- Стимулируется работы внутренних органов;
- Повышается концентрация внимания;
- Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
- Стимулируется развитие речи;
- Отношения с родителями становятся крепче.
Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.
Противопоказания к массажу рук
Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:
- присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
- проявляется аллергическая непереносимость на руках;
- присутствуют грибковые заболевания;
- есть воспаления на руках и пальцах;
- повышена температура тела;
- есть инфекция в организме.
В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.