Чем заниматься с грудным ребенком в возрасте 2 месяца

Еще лет двадцать назад этот вопрос вызвал бы у всех недоумение: что же делать такому крохе, если в 2 месяца он еще и голову-то держать как следует не может? Но сегодня специалисты с уверенностью утверждают: занятия с малышом нужно начинать как можно раньше, чтобы его слуховые, зрительные и двигательные навыки успешно развивались. Для этого существуют специальные игры и гимнастика.

image Малыш в 2 месяца еще много спит, но уже интересуется игрой

Подходящие игры для психического развития

Малыш развивается очень активно, но чтобы сделать этот процесс быстрее и эффективнее, родителям желательно играть с ребёнком. Казалось бы, какие игры могут быть с новорождённой крохой? Играть в футбол вы с ним точно не сможете, но это не значит, что все контакты с ребёнком должны сводиться к простому кормлению, переодеванию, купанию. Кроме того, малыш большую часть времени спит, а когда просыпается, максимум на что его хватает – покушать, немного полежать, поплакать.

На самом деле играть с ребёнком можно, но игры эти бережные и направлены на развитие сенсорных ощущений малыша. Задача родителей продемонстрировать, что новый мир, в который он попал, доброжелательно к нему относится. Он не страшный.

Игры направлены на следующие органы чувств:

  • слух;
  • зрение;
  • тактильные ощущения.

В этот период родители формируют тесную психоэмоциональную связь с малышом, узнают друг друга. Это важно даже не столько для матери, которая уже и так на протяжении 9 месяцев вынашивала ребёнка, сколько для отца, который впервые так тесно познакомился со своей кровинкой.

Зрение

Младенец пока не способен фокусировать своё зрение. Он видит мир размыто и нечётко, плохо различает цвета и формы, удерживать взгляд на чём-то одном ему тоже трудно. Отличает тёмные и светлые оттенки, потому можно использовать чёрно-белые картинки, закрепив их на кровати малыша.

Глаза новорождённых очень чувствительны к свету. Он их раздражает, что неудивительно, ведь до того, как родиться, ребёнок 9 месяцев был в темноте. Но к концу первого месяца всё приходит на норму.

В этом возрасте развивать зрение можно, даже просто вплотную приблизившись к крохе. Чтобы малышу было проще сфокусировать взгляд на лице взрослого, оно должно быть на расстоянии не более 30 см. Так он сможет познакомиться со своими самыми близкими людьми, а не только с мамой, которая регулярно его кормит.

Игры, что могут заинтересовать малыша и помочь ему лучше развивать зрение:

  • поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы ребёнок мог внимательно рассмотреть все черты лица человека, который к нему приблизился;
  • разговаривать с малышом, называя его по имени;
  • причмокивать и корчить разные рожицы.

В общем, вариантов может быть много, главное, делать всё это недолго и только в периоды бодрствования ребёнка. Будить его ради того, чтобы поиграть, не нужно.

Лучше не покупать дорогостоящих игрушек. Важно, чтобы они были ярких, но простых цветов. Например, покупать игрушку ярко-красного цвета, жёлтого, зелёного, голубого, оранжевого. Они будут раздражать рецепторы, и малыш обратит на них внимание.

Главные правила тренировки зрения новорождённых:

  • подносить игрушку достаточно близко;
  • когда малыш зафиксировал на ней взгляд, провести справа налево, сверху вниз, по кругу;
  • все движения делать медленно и плавно.

Погремушки, подвешенные к кроватке ребёнка, автоматизируют этот процесс. Хотя не стоит обходиться только ими. Живое общение с ребёнком даст гораздо больший эффект, причём не только в развитии зрения.

Слух

Новорождённый способен достаточно хорошо слышать, хотя его слух ещё не до конца сформирован. Первые звуки кроха слышит ещё в утробе матери начиная с 12-15 недели. Но формирование слуха происходит на протяжении всего первого года жизни.

В то же время ребёнок стремится прислушиваться к окружающим звукам, в том числе обожает голоса взрослых. Главный признак того, что малыш прислушивается – он ненадолго замирает.

Дети реагируют на громкие звуки:

  • вздрагивают;
  • моргают;
  • растопыривают руки и ноги.

Слух и речь детей взаимосвязаны. Чтобы заговорить, крохе важно сначала услышать слова. Естественно, развивать речь в таком возрасте пока рано, но вот со слухом можно поработать.

Несколько простых советов для развития слуха ребёнка в первый месяц после рождения:

  • побольше разговаривать с малышом, называя его по имени;
  • говорить с разными интонациями;
  • менять громкость разговора от громких звуков до тихого воркования;
  • греметь погремушкой у каждого уха ребёнка, чтобы он учился определять направление звука;
  • повторять несколько отдельных звуков наподобие «а-а-а-а» или «и-и-и-и».

При этом важно, чтобы малыш видел лицо человека, который с ним разговаривает.

Можно читать стишки или петь песенки крохе. Для дополнительной стимуляции можно использовать звуки природы, записанные на диск, или просто вывести ребёнка прогуляться в парк, если на улице тепло. Кроме того, что малыш подышит свежим воздухом и лучше узнает мир, он ещё и получит дополнительную слуховую стимуляцию.

Занятия для развития моторики

Занятия с ребёнком в 1 месяц обязательно должны проводиться с включением упражнений на развитие моторики. С первых упражнений ребёнок должен радоваться игре. Заставлять его нежелательно. Если малыш начинает плакать, как только к нему прикасаются, возможно, у него проблемы со здоровьем, и этим вопросом нужно заняться более плотно.

Рассмотрим занятия на развитие моторики подробнее и разберёмся, как можно простимулировать эту область у ребёнка:

  • прикасайтесь к крохе – родительские прикосновения не только покажут, насколько малыша любят, но будут отличной тренировкой его осязания;
  • играйте с ним в «Ладушки» и другие игры, развивающие моторику;
  • давайте ребёнку потрогать предметы с разнообразными фактурами, например, пушистое, гладкое, шершавое или рельефное;
  • вкладывайте в ладони ребёнка игрушки-погремушки. Благодаря хватательному рефлексу, малыши смогут потренироваться удерживать игрушки, а вы поднимайте игрушку, поднимая тем самым руки малыша;
  • щекочите ладони и стопы мягкими кисточками или пёрышками.

Ну и, конечно, желательно не игнорировать обычный массаж. Массируйте пальчики новорождённого. Пока они сжаты в кулачки, будто их свела судорога, а мягкие поглаживающие движения в перспективе сделают пальчики более подвижными.

Эмоции

Среди эмоций первого месяца у новорождённых явно выражается улыбка, которая пока ещё неосознанная. Наиболее эмоционально значимое лицо – мама. Она его кормит, переодевает, купает и проводит большую часть своего времени с ним. Кроме того, до этого мать выносила ребёнка. То есть, он постоянно был с ней.

Дети очень остро реагируют на эмоциональное состояние матери. Потому молодым мамам рекомендуется подальше отбрасывать весь негатив, который они ощущают, продолжая своё общение с ребёнком.

Эмоции матери влияют на ребёнка. Он не только безошибочно угадывает её настроение и состояние, но и сам реагирует на него. Именно поэтому лучше отбрасывать подальше все переживания, приступая к общению с малышом.

Эмоциональное развитие ребёнка не требует никаких специальных игр.

Просто нужно:

  • любить кроху;
  • заботиться о нём;
  • разговаривать с малышом;
  • целовать;
  • подходить, когда малыш плачет, и пытаться его успокоить;
  • улыбаться ребёнку.

Кроме того, первый месяц жизни очень страшное время для новорождённого. Он попадает в незнакомую среду из тёплого маминого животика. Это естественно, что его многое пугает, он может много плакать независимо от времени дня или ночи.

Советы о том, что при плаче ребёнка лучше не брать на руки, не совсем уместны. Крик – это проявление эмоций, указывающих на дискомфорт. Они могут помешать нормальному развитию малыша. Говорить о попытках манипулировать родителями с помощью крика можно будет гораздо позже. Хотя не факт, что такие манипуляции будут иметь место.

Музыкальное развитие

Готовить новорождённого к музыкальной карьере на первом месяце жизни рановато, но прививать любовь к музыке можно. Тем более что слух у детей уже сформирован достаточно, чтобы наслаждаться лучшими музыкальными произведениями.

Чтобы развить музыкальный слух, желательно придерживаться следующий правил:

  • не включать слишком громкие композиции – слух малышей чувствительный к резким громким звукам, что может их напугать;
  • продолжительность музыкальных уроков должна быть небольшой – желательно проводить по 10-15 минут в два или три подхода на протяжении дня;
  • включайте классические композиции – они обычно спокойные и благотворно влияют на кроху (специалисты рекомендуют Моцарта и Вивальди);
  • используйте музыку, которую ребёнок слушал, будучи в утробе матери.

Если нет возможности регулярно ставить музыку, родители и сами могут петь малышу или разговаривать с ним нараспев. Колыбельные, спетые, даже если у импровизированного певца нет ни красивого голоса, ни слуха, весьма благотворно сказываются на малыше. Чаще пойте ребёнку, говорите нараспев, всё это формирует у крохи позитивное восприятие звуков. Также можно купить музыкальную игрушку, которая всегда будет у малыша под рукой.

Что говорить малышу

С малышом можно общаться с первых часов после рождения. Нужно говорить, что родители любят его, всячески показывая свою ласку и заботу, нежно разговаривать с малышом. Наиболее эффективная манера общения с новорождённым – лепетообразная речь. Как говорят в простонародье – сюсюканье. Причём родители и люди, которые их окружают, используют такую манеру почти инстинктивно. В первые месяцы жизни ребёнок сюсюканье воспринимает наиболее хорошо.

Дети активнее реагируют на женские голоса, отождествляя их с голосом мамы, которая их кормит. Хотя малышу будет полезно послушать, что ему говорит папа, ведь это второй его самый близкий человек, который, учитывая особенности современной жизни, и сам может его покормить из бутылочки.

Как говорить:

  • тихим напевным голосом;
  • петь песенки, укачивая кроху;
  • менять громкость и тональность своей речи;
  • использовать имя малыша;
  • отвечать, если малыш произнесёт какие-то звуки.

Первые навыки общения с родителями очень важны для дальнейшего развития детей

Наглядная таблица навыков ребенка от рождения до года

На полках магазинов бесчисленное множество товаров, и здесь упомянуты лишь некоторые из них. Главное в выборе игрушки — ориентироваться на цели, то есть навыки, которые надо развивать у детей грудного возраста. Ниже приводится сводная таблица умений ребенка от рождения и до года, которые можно развивать с помощью игрушек:

Возраст, мес. Органы чувств и навыки малыша Игрушки, которые способствуют развитию навыка
0-3 Фокусирует взгляд на неподвижном предмете, следит глазами за двигающимся предметом, разглядывает крупные детали,поворачивает голову в сторону источника звука, различает отдельные звуки МобильБортик-книжкаПогремушки(в том числе мягкие и музыкальные)
3-6 Хватает предметы ручками, поворачивается на бок и пытается схватить игрушку рукой,переворачивается со спины на живот и обратно,пытается присаживаться, перекладывает предметы из руки в руку Развивающий коврикРазвивающая дуга с погремушкамиЭлектронное пианиноНеваляшкаПрорезыватель
6-9 Пытается сидеть, ползать, стоять у опоры,развивает мелкую моторику – учится «пинцетному захвату» двумя пальчиками, перебирает игрушки, открывает-закрывает предметы с крышками, складывает одни предметы в другие ПирамидкаКубикиМячикиНабор блоков для строительстваДвигающиеся игрушкиЮлаЛогические лабиринтыРазвивающие книжкиБизибордИгрушки для купанияКонструктор
9-12 Пытается делать первые шаги,изучает внешний вид и звуки животных,осваивает ролевые действия с предметами (уложить спать, покормить куклу, насыпать песок в самосвал),катает мяч,различает понятия «большой – маленький»,знает названия многих предметов в доме

Занятия для физического развития

Очень активные игры с ребёнком в 1 месяц дадут мало результата. Всё же новорождённые дети слишком слабы, чтобы активно проводить своё время. Но родители могут начинать понемногу заниматься укреплением их физического состояния.

В этом возрасте дети даже не умеют толком приподнимать голову и не могут её держать. Они лежат на спине, но если периодически переворачивать кроху на животик, можно ускорить его развитие.

Влияние положения «лёжа на животе» на организм новорождённого:

  • тренируются мышцы спины;
  • становятся более прочными мышцы живота;
  • меньше проявляются кишечные колики;
  • благодаря стимулу поднимать голову, тренируется шея и плечевой пояс.

Чтобы улучшить общее состояние малыша, можно использовать следующие мероприятия:

  • делать массаж;
  • проводить с малышом гимнастические упражнения;
  • плавать вместе с ребёнком;
  • заниматься на фитболе.

Но важно не перегружать малыша. Всё же он и сам беспрерывно тренируется – двигает ручками и ножками, разминая все группы мышц. А это утомительно. Но грамотно подобранные упражнения данный процесс ускоряют и облегчают.

Гимнастика и упражнения

Гимнастические упражнения помогают детям развиваться быстрее:

  • улучшают мышечный тонус и избавляют от гипертонуса, что поможет малышу быстрее сесть, научиться ползать и ходить;
  • помогают скоординировать движения;
  • развивают чувство равновесия;
  • улучшают кровообращение;
  • укрепляют суставы;
  • улучшают аппетит и пищеварение.

Занятия должны быть регулярными, но без излишней интенсивности. Главное, сформировать у ребёнка привычку двигаться. Но подобные занятия имеют и противопоказания.

Например, их нежелательно выполнять, если у малыша наблюдаются следующие состояния:

  • порок сердца;
  • заболевания составов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гемангиома новорождённых.

Среди рекомендуемых упражнений самые популярные:

  • сгибание и разгибание ручек и ножек;
  • разведение ножек в бёдрах;
  • поднимание рук вверх и вниз;
  • хлопки ручками;
  • упражнение «велосипед».

Заниматься лучше через полчаса после кормления при условии, что малыш не засыпает. До того как поесть, он вряд ли захочет упражняться. Первые занятия должны проходить не более 5 минут, постепенно время можно увеличивать.

Массаж

Массаж полезен не только для взрослых, но и для новорождённых. Польза будет, даже если начать понемногу массажировать кроху с первого дня после рождения. Правда, массаж для новорождённых отличается от массажа для взрослого человека.

Как сделать так, чтобы не навредить ребёнку:

  • соблюдать комфортную температуру в помещении 22-23 градуса тепла;
  • поверхность, где будет располагаться малыш, должна быть ровной и плотной;
  • руки массажиста стоит подготовить – обрезать ногти, снять украшения.

Нужно выбрать комфортное время для процедуры, чтобы малыш не был голодным и не хотел спать. Но и на сытый желудок лучше не массировать, иначе ребёнок не удержит полученную пищу. Как в случае с гимнастикой, продолжительность процедуры постепенно увеличивается, но сразу массаж должен занимать не больше 5 минут. К концу месяца при регулярном подходе время можно повысить до 15-20 минут.

Обычно именно массаж помогает при гипертонусе мышц, который наблюдается у большинства младенцев. Нежелательно проводить массаж, если у ребёнка температура, проблемы с сердцем, повреждения кожного покрова (ранки, сыпь и т.п.).

Первый месяц очень нежный возраст, и массаж должен быть особенно осторожным, иначе ребёнку он только навредит.

При этом лучше массажировать тело ребёнка по зонам:

  1. Грудная клетка и спина. Сначала нужно легонько погладить пространство между рёбрами, от центра вбок. Перевернуть малыша на живот и поглаживать от шеи к ягодицам и обратно.
  2. Голова. Нельзя трогать зону «родничка», а остальную часть головки нежно поглаживать подушечками пальцев. По лицу проводите пальцами вдоль висков и по лбу. Можно вырисовывать знак бесконечности вокруг глаз и по переносице. Щеёки массировать полукругами.
  3. Руки. Используются лёгкие поглаживающие движения вдоль конечностей.
  4. Ноги. Для этого ребёнок должен лежать на спине. Ножку нужно приподнять и удерживать, чтобы малыш упирался в руку матери. Также можно аккуратно поднимать и опускать ступни.

Чтобы предотвратить деформирование стоп, желательно несколько раз круговыми движениями проводить вдоль ступни пальцами. Чтобы упражнения дали эффект, желательно выполнять их по 4-6 раз.

Плавание

Малыши от рождения умеют плавать, ведь весь период беременности они находились в жидкости, потому пока не успели забыть старые навыки. Но родители редко готовы отправить своё чадо, так сказать, в свободное плаванье. В больших городах есть специальные бассейны для грудничков, куда родители могут ходить со своим ребёнком хоть с самого рождения. Если же такой возможности нет, учитывая размеры малыша, ему и обычная ванна станет настоящим морем. А чтобы обезопасить малыша, можно использовать специальные приспособления вроде круга Baby Swimmer.

Польза от плавания очевидная:

  • Способствует физическому развитию. Дети, занимающиеся плаванием, начинают раньше сидеть, ползать и стоять благодаря укреплённым мышцам.
  • Плаванье способствует нормализации механизма терморегуляции, что позволит крохе меньше болеть.
  • С помощью плавания можно укрепить лёгкие и сердце.
  • Формируется правильная осанка за счёт нагрузки на мышцы и снятия её же с суставов и костей.

Если ребёнок плавает с родителями, это укрепит эмоциональную связь между ними ещё больше. Но желательно не сразу бросать ребёнка в воду, а подождать хотя бы до трёх недель (именно в этом возрасте грудничков принимают в бассейны). Это связано с заживанием пупочной раны. Желательно повременить до тех пор, пока она не затянется, иначе есть риск занести инфекцию.

Советы:

  • лучше начинать заниматься в небольшой ванне, чтобы ребёнок не испугался «большой воды»;
  • температура воды должна быть не выше и не ниже 34-36 градусов С;
  • находиться в воде не дольше 15 минут.

В воде малыш может выполнять такие упражнения:

  • «Плюх-плюх». Ребёнок должен лежать на воде животом, а родители поддерживать его голову, удерживая подбородок. При этом тело малыша полностью погружено в воду. Он шевелит ручками и ножками, из-за чего возникает много брызг.
  • «Плывём за утёнком». Положение, как в первом упражнении, сохраняется, но теперь малыша нужно водить, например, за игрушечной уточкой для ванны, чтобы её догнать. Так малыш сможет почувствовать, как интересно не просто сидеть в воде, а двигаться.
  • «Восьмёрки». Когда малыш научился плавать по прямой, можно делать его телом так называемые восьмеёрки. Для этого положение может быть таким же, как и в предыдущих упражнениях, или его можно повернуть на спинку. Первый раз упражнение делается медленно, но если ребёнку всё нравится, можно немного ускориться.

Есть и множество других упражнений, но главное, чтобы ребёнку они нравились. Если малыш плачет в воде, лучше его не заставлять. Возможно, у него что-то болит, или температура воды для него некомфортна. Если истерики повторяются регулярно, видимо, плаванье не для вашего ребёнка, или лучше нанять профессионала, который имеет больше опыта, чем молодые родители.

Занятия на фитболе

Фитбол также подходит для грудничков при условии, что у них уже зажила пуповина. Упражнения на большом мяче можно выполнять как раз в несколько дней, так и несколько раз в сутки. Всё зависит от того, является ли эта процедура пожеланием родителей или занятия проводятся по совету врача.

Начинать занятия следует с нескольких минут, постепенно увеличивая время, при условии, что малышу всё нравится, и он получает от занятий удовольствие. Но и перегружать кроху нельзя, всё же это достаточно большая нагрузка как для новорождённого.

Заниматься на фитболе желательно утром, после того как малыш покушал, но ещё не ложится в очередной раз спать. Или за полчаса до еды. В первый месяц эта гимнастика улучшает пищеварение и является профилактикой колик, которые беспокоят большинство деток.

Самые популярные упражнения:

  1. На мяч ребёнка укладывают животиком вниз. Взрослый одной рукой держит плечи и голову крохи, а второй бёдра и ноги. Выполняется покачивание вперёд и назад (5-6 раз).
  2. Поддержка осуществляется аналогичным способом, но ребёнок должен лежать на спине. Дальше аналогичные покачивания (5-6 раз).
  3. Положить малыша на диван, но так, чтобы его ножки свисали, и подкатить фитбол. Ребёнок должен его автоматически оттолкнуть. Повторить 5-6 раз.

Но ориентируйтесь на то, что нравится ребёнку – фитбол универсальный тренажёр, с которым можно придумать массу упражнений. Мяч лучше подбирать диаметром не больше 75 см. А перед занятием нужно застелить его пелёнкой.

Первые достижения новорождённого

Одним покажется развитие ребёнка в 1 месяц жизни мелочным, а другие со слезами радости в глазах будут заявлять, что их малыш стал совсем взрослым и самостоятельным. Как бы там ни было, но то, что делает ребёнок в 1 месяц – довольно впечатлительно.

Конечно, адаптируясь к внеутробной жизни, кроха большую часть времени будет проводить во сне. Но, помимо этого, малыш также преодолевает нелёгкий путь к своему развитию ступенька за ступенькой:

  • Первым делом, новорождённый начнёт пытаться совершать минимальные движения ручками и ножками.
  • Сформируется сосательный (слегка дотронувшись до крошечных губок, младенец моментально скрутит их в трубочку) и хватательный (если вложить палец в маленькую ручонку, она тут же сожмётся) рефлекс.
  • А также можно услышать звуки, которые ребёнок будет издавать в такт речи говорящего с ним человека.
  • Затем новорождённый сможет распознавать среди других мамин голос, запах, прикосновения.
  • Различать цвета, окружающие звуки, акцентировать внимание на склонившемся над ним лице, сосредотачиваться на передвижении какого-либо предмета.
  • В конце месяца малыш будет лёжа на животике пытаться поднимать головку, и даже удержать такое положение некоторое время.

Советы родителям

Дети развиваются, даже если с ними не заниматься, вот только если прилагать усилия и разумно подойти к уходу за малышом, его результаты будут лучше, чем у сверстников. Кроме того, подобные процедуры часто помогают ребятам, у которых проблемы со здоровьем. Тем не менее не забывайте, что имеете дело с новорождённым, который пока очень слаб и полностью зависит от родителей.

Именно потому важно прислушиваться к следующим советам:

  • Не перегружайте кроху занятиями. Лучше сначала выбрать несколько процедур, которые будете выполнять регулярно. Например, массаж и гимнастика, и постепенно приобщать малыша к фитболу, плаванию и другим активным видам развивающего досуга.
  • Грамотно распределяйте время на занятия. Малыши в первый месяц своей жизни спят почти 20 часов в сутки, потому выделить время, чтобы с ними позаниматься, трудно. Желательно начинать занятия с 5-6 минут или и того меньше.
  • Смотрите, что нравится крохе, а что нет. Не стоит заставлять ребёнка что-то делать. В итоге получите истерику и, естественно, никакой пользы.
  • С ребёнком нужно общаться. Подносите к нему лицо, поглаживайте его, разговаривайте и воркуйте.
  • Над кроваткой лучше повесить чёрно-белые игрушки. Новорождённые их воспринимают лучше.

Но главный совет – прежде чем заниматься с малышом какими-либо упражнениями, важно проконсультироваться с педиатром. Он посоветует, когда лучше начинать, какие упражнения будут уместны, а от каких лучше отказаться.

Очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным

И в большинстве случаев новоиспеченная мать с новорожденным ребенком на руках просто не знает, что ей делать со всей этой информацией (надо признать, весьма объемной).

И если вы с ребенком уже выписались из клиники и приехали к домой, давайте обозначим некоторые основные моменты. Ведь очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным, позитивным.

Режим дня

Первый месяц после рождения малыш адаптируется к новой среде, в которую его так неожиданно вытолкнули. Естественно, такой стресс влияет на режим малыша. Он больше спит, чем бодрствует, и часто просит кушать.

Но для удобства как родителей, так и самого ребёнка важно, чтобы у него понемногу вырабатывался нормальный режим, где все стороны жизни относительно упорядочены:

  • сон;
  • кормление;
  • бодрствование.

Именно в период бодрствования и нужно втиснуть все упражнения и общение с малышом. Он может выйти с родителями на свои первые прогулки или испытать на себе, что такое гигиенические процедуры.

Особенности физиологии в полтора и два месяца

Первые месяцы грудничок растёт очень интенсивно. Его органы и системы адаптируются к окружающей среде, а сам малыш инстинктивно тянется к маме. До года посещения педиатра происходят каждый месяц. На приёме ребёнка измеряют, взвешивают, проверяют работу сердца и лёгких, наличие врождённых рефлексов, мышечный тонус, осматривают кожные покровы. Показатели антропометрических измерений могут зависеть от индивидуального развития ребёнка и от показателей при рождении. При этом их отличие от нормы не является признаком патологии. После осмотра ребёнка педиатр делает вывод о его физическом развитии.

Грудничковый период — это время интенсивного роста и разватия ребёнка

Средние антропометрические показатели у новорождённых и в два месяца: нормы роста и веса — таблица

Возраст Вес, кг Рост, кг Окружность головы, см Окружность груди, см
1 месяц 3700–4100 54–55 36–37 35–36
2 месяц 4500–4900 55–59 38–39 37–38

От одного до двух месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 3 см, а окружность головы и груди на 1–2 см.

До четырёх месяцев у детей можно обнаружить повышенный мышечный тонус. В большинстве случаев это нормальное явление. Малыш всю беременность был вынужден находиться в эмбриональной позе. После рождения его организм адаптируется к новым условиям постепенно, и также не спеша проходит и гипертонус. Но иногда повышенный тонус мышц может быть неприятным симптомом какого-то заболевания. Например, так проявляет себя детский церебральный паралич, врождённые патологии головного мозга, длительная асфиксия (нехватка кислорода) в родах и др. При заболеваниях этот симптом не является единственным, поэтому во время обследования и постановки диагноза врач учитывает общее развитие малыша, наличие рефлексов, данные УЗИ и компьютерной томографии.

Начнём с того, что у детей в возрасте до года мышечный тонус физиологически (т. е. самым естественным образом) более высок, чем у детей постарше. «Чем опасен повышенный тонус мышц у детей до года?» Все это очень похоже на портфель, одиноко стоящий в вагоне метро. Это может быть бомба, а может, забыл какой-то затурканный инженер. Обнаружив портфель, следует вызвать специалистов — пусть разбираются: и это может быть очень-очень серьёзно, а может быть и совершеннейшая ерунда; — абсолютная аналогия с повышенным мышечным тонусом!

Е.О. Комаровский

https://www.komarovskiy.net/faq/povyshennyj-myshechnyj-tonus.html

Стул у детей в этом возрасте кашицеобразный и довольно частый, что зависит от типа вскармливания. Цвет его с рождения меняется на желтоватый. Кишечник в это время активно заселяет полезная микрофлора. Стул может отсутствовать в течение 1–3 дней, это не должно вызывать беспокойство у родителей. Но если его нет более 4–5 суток — это повод обратиться к врачу. Пищеварение малыша нормализуется, но его по-прежнему могут беспокоить боли в животике и повышенное газообразование. Помочь ребёнку справиться с этими неприятностями помогают некоторые приёмы: выкладывание на животик перед едой, прижимание согнутых ножек к животу, газоотводная трубочка, препараты против повышенного газообразования, тёплая пелёночка на животик (не грелка!), массаж живота по часовой стрелке. Мама может выкладывать малыша к себе на живот, иногда её тепло успокаивает ребёнка лучше, чем остальные варианты. Часто положительный эффект на работу кишечника оказывает приём бифидо- и лактобактерий.

Срыгивание — обычное явление для детей этого возраста. Если малыш отрыгивает немного, не более 20 мл, то волноваться не стоит. Когда объём выходящего обратно молочка очень большой, следует обратиться за консультацией к специалисту. Причиной этому могут послужить переедание, выкладывание на живот сразу после кормления или какие-либо заболевания. Для предотвращения частых срыгиваний после еды малыша желательно 10–15 минут подержать столбиком.

Ношение ребёнка столбиком помогает предотвратить срыгивания

Спит малыш около 18 часов в сутки. На ночной сон приходится около 11 часов. Днём ребёнок отдыхает несколько раз от 20 минут до 3 часов. Сон на свежем воздухе обычно более продолжительный, чем в помещении.

Когда у родителей возникают вопросы, их обязательно нужно задать педиатру. Врач не наблюдает малыша 24 часа в сутки, и за 10–20 минут он может не увидеть какой-то важный симптом.

Если родителей ребёнка что-то тревожит либо вызывает сомнение в его поведении или самочувствии, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Если врач не даёт адекватных разъяснений и не направляет на дальнейшее обследование, стоит посетить другого специалиста.

Кормление

Единственная еда, которую получают дети в первый месяц жизни – мамино молоко. Кушают груднички часто. Иногда может быть до 12 кормлений в сутки. Временных границ между кормлениями обычно нет. Всё зависит от того, сколько малыш съел в прошлое кормление и как быстро проголодался.

Пугаться столь частых требований еды не стоит. Так происходит потому, что крохе нужно быстро набирать вес для роста. К тому же у него нет собственного графика кормления. Он его установит самостоятельно через какое-то время. Потому маме остаётся кормить малыша, когда он того потребует.

Конечно, можно попробовать это делать по часам, но будьте готовы, что это не сработает. Опять же, из-за того, что кроха хочет кушать постоянно. А вот когда малыш подрастёт, ему уже не потребуется мама так часто.

Требования материнской груди не всегда связано с голодом. У ребёнка сильный сосательный рефлекс, и когда его прикладывают к материнской груди, он так успокаивается. Потому не стоит ему отказывать в контакте с мамой – единственным человеком, который был с ним ещё до того, как он родился.

С детьми, которые кушают искусственную смесь, сложнее. Их можно кормить по графику, разделив приёмы пищи на 8 раз. Перерыв между кормлениями может составлять от 2 до 3,5 часов в зависимости от того, наедается ли малыш. Перекармливать детей тоже нежелательно, их кишечник может не справиться с таким количеством непривычной еды.

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц. Что должен уметь малыш

  • Месячный ребенок уже умеет водить взглядом за игрушкой. Максимальный угол — 45º
  • Отличает мамин голос от всех остальных, знает ее запах и прикосновения.
  • Начинает гулить.
  • Если малышу, лежащему на животе подставить ладонь под пятки, он инстинктивно оттолкнется от нее.
  • При неожиданном громком звуке малыш вскидывает руки, вздрагивает. При ярком свете моргает глазами.
  • Если кроха проголодался, он может известить об этом громким криком.
  • Движения медленные, лежа на животике четырехнедельный малыш приподнимает голову и пытается её удержать.
  • Настроение у ребенка в таком возрасте очень изменчивое. У него либо все хорошо, тогда он ведет себя спокойно, улыбается, хорошо спит. Либо все плохо, он заливается плачем и никто не в состоянии его успокоить. Такое поведение может быть вызвано голодом, холодом, мокрым подгузником, недомоганием, возможно малыш просто захотел внимания, и будет кричать до тех пор, пока мама не возьмет его на ручки.
  • В конце первого месяца у вашего малыша появились слезы, а также сформировались первые психоэмоциональные реакции, свойственные всем людям. Он с интересом рассматривает лица, общающихся с ним взрослых, слушает, что ему говорят, подражает эмоциям. Так например, если вы улыбнетесь ему, он ответит вам тем же, а если покажете язык, наверняка, он захочет повторить ваши действия.
  • К концу первого месяца мама может увидеть ответную улыбку. Конечно, дети улыбаются с рождения, они могут улыбаться во сне, при купании, бодрствовании, но это физиологическая улыбка. А вот осознанная улыбка – это один из самых приятных навыков, которые малыш приобрел за первый месяц своей жизни. Улыбка приобретает социальное содержание, малыш улыбается при контакте с родителями или другими близкими.

Сон

Малыш, у которого всё хорошо со здоровьем, и его ничего не беспокоит, много спит независимо от времени суток. Обычно просыпается ребёнок тогда, когда хочет покушать. В итоге на сон тратится от 17 часов до 20 часов и даже больше. Поскольку современные педиатры не муштруют молодых мам кормить ребёнка по часам, новорождённые спят, сколько им хочется.

Проснуться могут по следующим причинам:

  • голод;
  • неудобная поза;
  • резкий звук;
  • колики;
  • не вовремя заменённый подгузник.

Сон детей может длиться от двух до 4 часов, в зависимости от индивидуальных особенностей. Покушав, малыш может немного поиграть. Этот период обычно длится от получаса до часа. Хотя чаще всего кроха засыпает уже в процессе кормления.

Но если у малыша колики, он спит тревожно или не засыпает вообще. Обычно колики начинают проявляться уже на второй неделе жизни. Малыш может кричать, плакать, сучить ножками, а его животик вздут, и он часто выпускает газы. В таком случае нужно обратиться к педиатру, чтобы он выписал лекарство.

«А где наш носик?»

Эту игру-вопрос очень любят малыши. В ласковой форме задавайте вопросы: «Где наш носик?», «Где наш ротик?» и т.д., а затем дотрагивайтесь к этой части тела. Аналогично можно исследовать различные предметы: книжку, мяч, чашку. Когда малыш немного повзрослеет, он сам будет тянуться в нужную сторону.

Данная игра пополняет словарный запас ребенка, развивает память и координацию движений, знакомит его с окружающими предметами.

Купание и гигиенические процедуры

Новорождённый не может заниматься своей гигиеной самостоятельно. Это должны делать родители, но, к сожалению, далеко не все знают, как и что делать. Прежде всего, родители должны следить за своей гигиеной. Например, обрезать ногти, мыть руки с мылом, а средства для ухода выбирать только безопасные.

Рассмотрим особенности ухода подробнее:

  1. За глазами. Понадобятся ватные тампоны, тёплая кипячёная вода. Тампон смачивается в воде, отжимается и проводится от внешнего уголка глаза к внутреннему. Действует правило «один глаз – один тампон». Вату использовать нельзя, ворсинки могут навредить ребёнку. Если выделения обильные, вместо обычной воды можно использовать отвары из ромашки или календулы.
  2. За носом. Как и у взрослых, в носике ребёнка скапливается слизь, мешающая ему нормально дышать. Чтобы её убрать, используются ватные палочки и стерильное растительное масло.
  3. За ушами. Можно очищать только наружную ушную раковину, не трогая слуховой проход. Используются ватные диски, смоченные в тёплой воде.
  4. Личико. В тёплой кипячёной воде нужно смочить салфетки и протереть лоб, щёки и подбородок.
  5. Ногти. Обрезать ноготки лучше, пока ребёнок спит, используя специальные щипчики с тонкими лезвиями.
  6. Пупочная рана. В первые недели такую процедуру делать обязательно. Ранку обрабатывают перекисью водорода (3%), зелёнкой и ватными палочками. Зелёнкой нужно обрабатывать только зону самой ранки. Тогда будет заметно, если изменится цвет вокруг неё. Это сигнализирует о возможности воспаления.

К обязательным гигиеническим процедурам относится купание. Каждый день ребёнку нужно подмывать половые органы и ягодицы. Сначала нужно снять подгузник и вымыть ребёнка тёплой водой. Потом нужно его вытереть и убедиться, что влаги не осталось. Все «стратегически важные» места нужно обработать присыпкой или специальными кремами для использования с подгузниками. Тальк впитает оставшуюся влагу и не допустит формирования раздражений и опрелостей.

Купать младенца тоже желательно каждый день.

Это не только избавит его от лишней грязи, но и успокоит, обеспечив хороший сон:

  • температура воды около 37 градусов;
  • чтобы не испугать малыша, его можно завернуть в тонкую пелёнку;
  • погружать начинать с ног, постепенно погружая всё тело;
  • нельзя, чтобы в уши попала вода;
  • использовать детский шампунь.

Продолжать купание дольше 5 минут не рекомендуется. После купания с шампунем ребёнка нужно омыть чистой водой и только после этого обернуть в полотенце и тщательно просушить.

Прогулки

Часто мамы выезжают с малышами на прогулки довольно быстро после рождения.

Но прежде чем поближе знакомить новорождённого с окружающим миром, нужно учитывать несколько факторов:

  • время года;
  • погоду;
  • самочувствие малыша.

Если на улице лето и погода не слишком жаркая, то прогулки можно начинать раньше, а вот если зима или осень, что автоматически делает погоду холодной, желательно повременить.

Педиатры советуют делать первые прогулки ориентировочно со второй недели жизни малыша. Это связано с адаптационным периодом после родов. У крохи в это время ещё плохая теплорегуляция, и он запросто может либо перегреться, либо переохладиться, что спровоцирует массу осложнений со здоровьем. Именно потому следует относиться к этому вопросу ответственно.

Одевать кроху нужно по сезону, но немного теплее, чем одеваетесь вы. Особенно это касается зимы. Если сомневаетесь в том, что одели малыша правильно, проследите за его комфортом. Если кроха начинает плакать, возится, будто ему что-то мешает, значит, вполне возможно, что одежда не подходит.

Продолжительность прогулок в первое время должна составлять около 15 минут в день. В холодную пору года это время желательно сократить. Примерно до 10 минут. Постепенно продолжительность важно увеличивать так, чтобы в итоге малыш находился за пределами дома около двух часов. Вполне достаточно погулять с ним в перерывах между кормлениями. В коляске малыш может спать.

Основные правила:

  • если погода слишком жаркая, время прогулки желательно перенести на утро или вечер;
  • важно использовать специальные коляски для новорождённых;
  • сначала одевается мама, а потом ребёнок (тогда малыш не успеет вспотеть);
  • одевать малыша в одежду из натуральных материалов, которые «дышат»;
  • гулять желательно в спокойных местах, подальше от дорог – идеально подойдут парковые зоны;
  • если погода не позволяет, можно вывозить ребёнка на застеклённый балкон и оставлять там или тщательно проветривать комнату.

Малыши ещё очень уязвимы. Они плохо защищены от вредной микрофлоры, у них не выработалась терморегуляция. Но это не значит, что новорождённого нужно закрывать в стеклянной колбе и бояться чихнуть возле него. Знакомство с окружающим миром укрепит иммунитет малышей и сделает их выносливее. Если погода отличная, на голову не капает дождь и поблизости есть неплохой парк, зачем сидеть в четырёх стенах?

Трудности первого месяца жизни ребенка

Колики

Вздутие живота беспокоит практически всех младенцев, даже самый здоровый и крепкий малыш не застрахован от кишечных спазмов. Начинаются они на 2-3 недели жизни и продолжаются примерно до 3 месяцев.

В домашних условиях можно сделать массаж животика по часовой стрелке, чтобы облегчить состояние малыша, приложить нагретую утюгом пеленку.

Часто используют такой способ: мать берет раздетого ребенка и кладет к себе на обнаженную грудь в вертикальном состоянии. Сверху малыша нужно накрыть одеялом и поглаживать по спинке.

Также, чтобы облегчить страдания грудничка, используют газоотводные трубки и препараты пеногасители, их нужно давать ежедневно. Это может быть Эспумизан беби, Боботик и так далее.

Какие нужно приобрести игрушки

Среди развивающих игрушек для ребёнка до 1 месяца выбор большой. Но нужно подходить к нему разумно, не покупая весь магазин, тем более что крохе пока это неинтересно.

Важно, чтобы игрушки развивали сенсорное восприятие мира, то есть зрение, слух, тактильное восприятие:

  • Контрастные чёрно-белые картинки. Они должны быть размещены в кроватке малыша напротив его глаз на расстоянии 30-35 см. Чаще это обычные геометрически фигуры, спирали, полоски и т.п. Их нужно менять раз в несколько дней или переставлять местами.
  • Колокольчики. Можно использовать несколько штук с разной тональностью звучания, подвесив их так, чтобы ребёнок мог по ним ударить.
  • Тактильные игрушки. Разнообразные коврики для новорождённых без проблем можно найти в магазине, хотя запросто можно обойтись подручными средствами наподобие ткани разной фактуры, мочалки во время купания.
  • Погремушки. Помимо классических приспособлений, для новорождённого подойдут небольшие браслеты, которые цепляются за ручку малыша, и когда тот шевелится – издают звуки.

Выбор огромный. Например, можно не отказываться от подвесок на кроватку или коляску. Они двигаются, что тренирует способность малыша фиксировать взгляд на предмете. В магазинах столько интересного, но родители могут и своими руками сделать занятные игрушки, вложив в них часть своей любви.

С чем играть детям от 6 месяцев до года?

В полугодовалом возрасте многие детки пытаются садиться из положения на четвереньках, активно переворачиваются во все стороны и способны увлекаться одной игрушкой подолгу. Сейчас можно давать младенцу более сложные игрушки. Хорошее время познакомить малыша с деревянными изделиями – они долговечны, приятны на ощупь и даже пахнут деревом, а вероятность ударить такой игрушкой самого себя гораздо меньше, чем в трехмесячном возрасте.

Игрушки, которые можно давать детям от 6 месяцев до года:

  • пирамидка – пусть ребенок разбирает ее, пытается нанизывать кольца на стержень в любом порядке, рассматривает разноцветные колечки, держит в руках, стучит ими, разбрасывает;
  • кубики с картинками или буквами – их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, буквы на гранях;
  • мячики – разных размеров, цветов, с пупырышками или без, малыш может их катать, бросать, перекладывать из руки в руку;
  • строительный набор – комплект деревянных, пластмассовых или поролоновых кубиков, конусов, цилиндров, брусков, арок;
  • двигающиеся игрушки – заводные или на батарейках;
  • юла – обычная металлическая или с прозрачным куполом, внутри которого, например, карусель с лошадками;
  • развивающие книжки – покупные или ручной работы, с множеством деталей, которые можно пощупать, покрутить, открыть;
  • логические лабиринты из дерева или пластика;
  • бизиборд – доска со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями, колокольчиками;
  • игрушки для купания – пластиковые, резиновые, заводные или работающие от батареек;
  • ходунки-каталка – это панель с развивающими элементами, которую ближе к году малыш может толкать перед собой и делать первые шаги;
  • конструктор с крупными деталями – пусть малыш учится разъединять их;
  • ведерко или коробка – ребенок учится складывать в емкость мелкие предметы.

Ссылка на основную публикацию
Похожее