Мнемотаблицы: в чем их суть и польза для развития дошкольников?

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

image

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Суть и базовые принципы

Слово «мнемоника» происходит от греческого слова μνημονικός, что означает «память», и тесно связано с именем богини памяти – Мнемозиной («воспоминание»).

Мнемоническими техниками называют методы или стратегии, позволяющие осознанно улучшать память. Они делают запоминание более легким благодаря связи вновь получаемой информации и той, которая уже хранится в долговременной памяти. Мнемотехники можно назвать «помощниками по запоминанию».

Мнемотехника — технология улучшения памяти

Они используют кодирование, поисковые сигналы, изображения в качестве специальных инструментов, позволяющих эффективно сохранить (запомнить), а в дальнейшем извлечь нужную информацию. Иначе говоря, мнемоника помогает связать новую информацию с чем-то более доступным или значимым, что обеспечивает лучшее запоминание.

Умение запоминать для человечества всегда было крайне важным, особенно до момента изобретения письменности. Выживать и развиваться людям помогал накопленный опыт, который следовало запоминать и передавать следующим поколениям.

Наивысшего расцвета мнемоника достигла в Древнем Риме и Древней Греции, став для софистов и философов неотъемлемой частью их ораторского искусства, требовавшего для публичных выступлений запоминания длинных речей.

О различных мнемонических приемах часто упоминали в своих трудах Платон и Аристотель. Дальнейшее развитие мнемоники приписывается греческому поэту Симониду Сеосскому и Цицерону.

В современном мире интерес к мнемонике возник с новой силой в связи с возросшим количеством информации, которую следует запоминать в больших количествах и надолго.

В 1968 г. серьезным основанием для изучения этого вопроса стали работы советского психолога Александра Романовича Лурия, описавшего человека с синестезией, который обладал замечательной памятью. А с середины 1970-х мнемотехника стала для ученых предметом более широкого исследовательского внимания.

Классическая мнемотехника — один из видов этой технологии — основана на зрительном запоминании

Современные исследователи выделяют 5 видов мнемотехник:

  • Классическая. Она применима довольно часто и основывается на использовании зрительных образов.
  • Спортивная. В ее основу положены приемы запоминания чисел.
  • Цирковой вид мнемоники применяет приемы с использованием определенных интонаций, жестов и мимики.
  • Педагогическая мнемоника. Данный вид знаком всем студентам и школьникам. Его основными принципами являются переписывание материала, его многократное повторение и заучивание. Этот вид запоминания почти не использует зрительные образы, поэтому не подходит для обучения дошкольников.
  • Современный вид мнемотехники представляет собой набор приемов, позволяющий запоминать большие объемы информации, что очень важно для современного обучения.

Что такое мнемотаблицы?

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.

Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

  1. Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
  2. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
  3. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.

В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём – «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

  1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
  2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
  3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
  4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Полезные рекомендации

Мнемотехника для развития памяти для детей важна и необходима. Однако следует обратить внимание на тот факт, что она не является образовательной панацеей, так как механическое запоминание информации является только частью успешного обучения.

Применение таких техник должно быть в том случае, когда необходимо запомнить трудный для усвоения материал.

Однако систематическое обучение с использованием мнемонических стратегий запоминания важной информации, а также самостоятельное использование таких техник детьми в состоянии значительно повысить уровень школьной успеваемости.

Положительные и отрицательные стороны мнемотехник

Преимущества использования мнемоники:

  • простота осваивания методик запоминания;
  • эффективность (подходит для запоминания точной информации, когда для усвоения материала недостаточно простого восприятия, например, для запоминания цифровых значений);
  • широкий спектр применения (данные техники с успехом можно использовать для подготовки к экзаменам, в повседневной жизни и учебе).

Недостатки мнемотехник:

  • не подходят для запоминания насыщенной фактами информации;
  • требуют постоянной тренировки;
  • не заменяют понимания (такие техники ближе к механическому запоминанию, чем к реальному усвоению материала).

В любом случае, мнемотехника – это полезный инструмент, обеспечивающий повышение эффективности памяти: если новая информация сложная, то ее можно заучить, чтобы потом проанализировать и понять.

Особенности обучения детей различным мнемотехникам

При обучении ребенка приемам запоминания следует придерживаться некоторых правил:

  • Обучение должно проходить только в виде игры. Это особенно важно для дошкольников. При этом следует помнить, что самые простые мнемоприемы, как правило, дают самые лучшие результаты.

Если ребенок устал, занятие по мнемотехнике следует закончить

  • Взрослые должны следить за состоянием ребенка: при первых признаках усталости или потери интереса к занятию обучение лучше отложить на некоторое время.
  • Занятия должны нести ребенку только положительные эмоции. Поэтому ни в коем случае не следует обучать насильно.
  • Материал для занятий необходимо подбирать разнообразный и интересный.

Также важно помнить, что для благополучного развития психических функций организма (в данном случае – памяти) важно следить за физическим состоянием ребенка. Для этого необходимо позаботиться о полезной еде, витаминах, отдыхе и физических нагрузках.

Для нормальной работы мозга необходимо, чтобы питание ребенка был разнообразным и содержало продукты, необходимые для нормального функционирования мыслительных процессов.

Продукты, насыщенные омега-3 кислотами, весьма полезны для мозга

В детском рационе должны присутствовать такие продукты:

  • рыба (сорта, богатые омега-3 жирными кислотами);
  • цельнозерновые продукты;
  • овощи и фрукты;
  • растительные масла (оливковое, ореховое, подсолнечное).

При этом не следует злоупотреблять сладостями: конфетами, пирожными, обычным сахаром. Не будет лишним дополнять рацион специальными детскими витаминными комплексами, направленными на улучшение памяти.

Также необходимо следить за соблюдением двигательного режима. Ребенок каждый день должен достаточное количество времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры или участвовать в других активных видах отдыха. Для хорошей работы мозга также важно соблюдать режим сна, который должен соответствовать возрасту ребенка.

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

  • Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:

  1. С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
  2. Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
  3. Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
  4. Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
  5. Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
  6. Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.

Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:

  • Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему

Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.

Закрепление результата

Материал, зафиксированный в памяти при помощи мнемоники, может храниться в тайниках памяти столько времени, сколько потребуется. Главное, что необходимо для этого, – периодическое его воспроизведение.

Память (как и тело) требует постоянной тренировки. Мозг должен работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его работа. Но не следует забывать, что мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, поэтому не следует использовать ее для фиксации в памяти любой простейшей информации.

Мнемосхемы для запоминания действий

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Когда стоит ожидать эффекта

Освоить основные идеи методики можно всего за пару дней, однако серьезное овладение данными техниками требует больших усилий и вряд ли удастся достичь желаемых результатов менее чем за полгода.

Использование различных мнемотехнических приемов для развития памяти делает процесс обучения более творческим, интересным и простым. Но применять их для детей раннего возраста следует осторожно, так как словарный запас и кругозор малыша пока невелик, потому некоторые ассоциации для него еще недоступны, и слишком сложные материи могут просто затормозить развитие.

Автор: Ирина Журавка

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Репка», «Бычок, смоляной бочок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Курочка Ряба».

Картинки мнемотаблиц для детей.

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

Ссылка на основную публикацию
Похожее